246018, г.Гомель, ул.Рощинская, 33, тел. +375232307884,

 E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Время работы: 07.30-18.00 

Сейчас онлайн

Сейчас 16 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Формирование готовности детей к обучению в школе

Преемственность заключается в формировании определенного уровня готовности к школе и в обеспечении условий для благоприятной адаптации детей к систематическому обучению.

В широком плане под готовностью к школе понимают такой уровень развития детей, который позволяет им достаточно легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности, овладевать знаниями, умениями, нормами и правилами поведения, проявляя при этом необходимый уровень активности. В более узком плане под психологической готовностью понимают структурные компоненты, которые определяются уровнем интеллектуального, личностного, эмоционального и социального разви­тия детей 6-7 лет.

Возрастные показатели готовности к школьной жизни  и учебной деятельности – это совокупность возрастных норм физического, психического и образовательного уровней шестилетних детей.

Морфофункциональная готовность составляет базовый уровень, остальные являются надстройкой. Под морфофункциональной готовностью («школьной зрелостью») обычно понимают «уровень морфологического и функционального развития, при котором требование систематического обучения, различного рода нагрузки, новый режим жизни не будут чрезмерно обременительными для ребенка».

Основными показателями здесь являются следующие:

  1. Состояние здоровья. Критерии: наличие (отсутствие) при обследовании хронических заболеваний, функциональное состояние основных органов, систем; устойчивость организма к возникновению хронических заболеваний; уровень развития, степень гармонизации всех систем организма.
  2. Развитие анализаторов. Критерии: функциональные возможности; отклонение от нормы.
  3. Нейродинамические свойства. Критерии: свойства нервной системы (скоростные характеристики, уравновешенность, подвижность, динамичность и др.).
  4. Развитие речевого аппарата. Критерии: правильность произношения звуков; наличие дефектов речи.
  5. Развитие мышечного аппарата. Критерии: точность, координированность движений; зрительно-моторная координация кисти руки; мелкая моторика пальцев.
  6. Работоспособность-утомляемость. Критерий: способность выдерживать определенное время физические и интеллектуальные нагрузки.

Изучение морфофункциональной готовности является важным фактором для принятия решения о готовности шестилетних детей к школе и целесообразности их обучения в первом классе.

Интеллектуальная готовность является основным условием успешности обучения детей 6-7 лет. Чтобы овладеть навыками учебной деятельности, необходим относительно высокий уровень сформированности действий восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания.

Ниже приведены показатели и критерии, определяющие уровень интеллектуального развития ребенка.

  1. Уровень развития восприятия. Критерии: целостность, точность, дифференцированность, способность соотносить свойства предмета с заданными эталонами.
  2. Уровень развития памяти. Критерии: объем, темп запоминания и воспроизведения, осмысленность и способность использовать приемы логического запоминания.
  3. Уровень развития мышления определяется по степени сформированности наглядно-образного и словесно-логического мышления (уровню развития основных мыслительных действий и операций: сравнение, обобщение, группировка, классификация, конкретизация).
  4. Уровень развития воображения. Критерии: способность создавать образы на основе словесного или воспринятого ранее образного описания, вносить элементы нового в продуктивные виды деятельности.
  5. Уровень саморегуляции. Критерии: самоконтроль, произвольность поведения, устойчивость, объем, распределение, переключаемость внимания.
  6. Уровень развития речи. Критерии: словарный запас, правильность речи, ее связность, способность адекватно выразить мысль.

Личностная готовность выражается в способности детей регулировать свои взаимоотношения с социальной средой, проявлять такие свойства, которые необходимы для овладения новыми видами деятельности, формирования отноше­ния со сверстниками, взрослыми, самим собой. Свое конкретное выражение «личностная готовность» находит в системе отношений к различным сторонам действительности.

Ниже приведены важнейшие показатели личностной готовности.

  1. Степень сформированности мотивов. Критерии: отношение к учебной деятельности (предпочтение другим видам деятельности); внутренняя позиция ученика; эмоциональность переживаний по поводу новой деятельности (положительные, отрицательные), соподчиненность мотивов.
  2. Отношение к сверстникам и взрослым. Критерии: степень сформированности мотивов общения, умение строить взаимоотношения с другими, общительность, способность подчиняться и руководить; усваивать, реализовывать нравственные нормы взаимоотношений.
  3. Отношение к самому себе. Критерии: устойчивость; адекватность и действенность самооценок; уровень притязаний как способность оценивать свои возможности и усилия, необходимые для получения результата, в котором выражается отношение к целям деятельности.

Компоненты специальной готовности:

1.Возрастные показатели физической подготовленности. Критерии: развитие двигательных умений, навыков, физических качеств.

2. Возрастные показатели подготовленности в образовательных областях. Критерии: образовательный уровень в изобразительном, экологическом, математическом, речевом (обучение грамоте), музыкальном циклах знаний, умений и навыков.

Отмеченные виды готовности к учебной деятельности составляют иерархически организованную систему и представляют собой область потенциальных возможностей ребенка 6-7 лет.

Изучение компонентов готовности к школе дает возможность составить целостное представление о личности ребенка, определить степень его готовности к школе, а также области, где тот или иной показатель готовности недостаточно выражен. Прогнозирование развития личности — одно из важнейших условий осуществления преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы.

Установлено, что неготовность ребенка к школьному обучению определяют следующие факторы:

-дисгармоническое развитие интеллектуальных структур;

-несформированность познавательной мотивации (игровая мотивация преобладает над учебной);

-непонимание профессиональной роли учителя и неумение строить отношения в учебной деятельности;

-неадекватное отношение к себе и неумение оценивать причины своих неудач;

-недостаточно сформированные навыки сотрудничества со сверстниками в учебной ситуации;

-несформированность элементарных навыков и умений собственно учебной деятельности.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ

  1. Постарайтесь не оставлять ребенка на полный день. Желательно первое время забирать его тогда, когда он еще не устал. Время пребывания в саду увеличивайте постепенно.

2) Правила личной гигиены. Целесообразно узнать все правила, которые существуют в садике, особенно те, что касается личной гигиены. Постарайтесь придерживаться их дома – тогда ребенку легче будет привыкнуть к требованиям садика. Обязательно оставьте в садике запас одежды и белья, чтобы в случае необходимости ребенок мог быстро переодеться в чистое и сухое.

3) Еда. Не приучайте детей к перекусам, а соблюдайте режим питания. Организм ребенка привыкает к перекусам и в саду ему этого может не хватать. Малыш будет испытывать дискомфорт, но объяснить не сможет. Ест ли ребенок сам или ему нужна помощь? Уверенно пользуется ложкой и вилкой? Решите, как много вы хотите помощи в этом вопросе от воспитателей. Расскажите о ваших пожеланиях людям, которые будут непосредственно общаться с вашим малышом.

 

 

Консультация для родителей

Детские слезы– явление вполне обычное. Это своеобразныйпредъязык, усвоенный ребенком еще в младенчестве и успешно применяемый и в более позднем возрасте.

Детские слезы могут пролиться от боли, страха, голода или просто каприза. Плачущий ребенок очень взволнован, мимика его искажена, и назвать причину своего плача он сам не может. Вот в таких ситуациях и пригодится правильная интерпретация детского рева.

Детские слезы – как способ снятия стресса

Если здоровый ребенок плачет часто и по незначительным причинам, это должно насторожить родителей. «Незначительная причина» - это очень расплывчатое понятие, ведь то, что кажется неважным взрослому человеку, может быть настоящей трагедией для ребенка. Также детские слезы могут быть вызваны физическим дискомфортом или усталостью – когда ребенок не выспался, голоден, утомлен или напуган непривычной обстановкой. Ключевым моментом является именно частота и периодичность детских слез: если физически здоровый ребенок плачет ежедневно, в разное время суток, без видимых причин, ему, очевидно, требуется психологическая помощь.

 


free counter